Памяти друга
Сегодня из далёкого Нью-Йорка пришла скорбная весть. 13 октября на 77 году жизни скончался Рок Бриннер – сын легендарного Юла Бриннера. В течение пяти лет Рок мужественно боролся с неизлечимой болезнью, но она оказалась сильнее его…
Рока можно было воспринимать по-разному. Его первый визит во Владивосток в 2003 году произвел неоднозначное впечатление. Это во многом объяснялось тем, что потомки известных фамилий — Бринеров, Янковских, Шевелевых и др., которые до этого приезжали из Америки во Владивосток, являлись уроженцами этих мест, или, в крайнем случае, как Зоя Бринер, родились в Харбине; были воспитаны в русской среде, на русских традициях, на русской культуре. Они все превосходно говорили по-русски, сохранив ту чистоту и красоту языка, которую унаследовали от своих родителей. Что же касается Рока, то он не только не знал русского языка но и являл собой образ типичного американца – раскованного, свободного от каких-либо условностей, эдакого рубахи – парня без комплексов. Многим казалось странным, что профессор Бриннер, к примеру, входит в аудиторию, не сняв предварительно своей широкополой шляпы, или что он предпочитает общаться со студентами, сидя на столе. Кроме того, Бриннер — младший, ни разу до этого не посещавший Россию, многого не знавший не только в истории края, но и в истории своей собственной семьи, искренне полагал, что является чуть — ли не первооткрывателем бриннеровской темы. Он подчеркивал это во всех интервью, публиковавшихся местными СМИ в тот первый его приезд. Он искренне считал, что в России его отца знают не иначе, как ковбоя Криса из «Великолепной семерки», с другими его киноработами русский зритель не знаком. Не знает русский зритель и того, что Юл – выходец из России: « Юл Бриннер мой отец – Но, он ВАША, РУССКАЯ, звезда»4 — говорил он, во многом преподнося это как открытие.
Однако, открытия чаще приходилось делать не нам, его слушателям, а самому Року. Чем глубже, чем основательней он знакомился с Владивостоком, чем теснее соприкасался с людьми, тем больше понимал, что в России к фамилии Бринер, и к его отцу, в частности, относятся иначе, чем в Америке, по – другому воспринимают его образ и любят тоже по – другому.
Уже тогда в 2003 году, Рок пообещал написать книгу о своей родословной. Местные историки отнеслись к его заявлению довольно скептически. Слишком уж легковесным, поверхностным, неглубоким показался им будущий автор. Однако, те, кто не воспринял Рока всерьез, похоже, серьезно ошиблись.
Уже через год, в 2004 году, Бриннер – младший приезжает в Приморье с твердым намерением посетить все места, связанные с историей его семьи, чтобы потом собрать материал для будущей книги, которой он даст довольно длинное название: «Империя и Одиссея: Бринеры на Дальнем Востоке России и за его пределами». (Сокращенно просто «Одиссея»)
Сначала он совершит поездку в Сидими, на место бывшего загородного имения Бринеров, где еще сохранились стены так называемого «Домика влюбленных» построенного, как гласит легенда, его прадедом Юлием Ивановичем и подаренного на свадьбу одному из сыновей. Там же Рок впервые увидит полуразрушенный склеп, в котором когда-то покоились тела самого Юлия Ивановича, его жены Натальи Иосифовны и еще трех членов семьи.
Далее, путь Рока лежал Дальнегорск (до 1972 г. Тетюхе) – город, основанный Юлием Ивановичем Бринером в 1897 году. Рок посетил Верхний Рудник, с которого начиналась история этих мест, спустился в одну из штолен, чтобы увидеть, как добывается руда. Увиденное настолько потрясло его, что поднявшись на поверхность, он взволнованно произнес: «Вот теперь я понимаю, что мой прадед был героем!». Еще он проехался на поезде по бринеровской узкоколейке до бухты Рудная, где много лет назад стояли под погрузкой и разгрузкой суда компании «Бринер и К».
Затем отправился в Москву и Петербург. По дороге ненадолго остановился во Владимире, где проживал его родственник Валерий Янковский. Хорошо владеющий английским языком, Валерий Юрьевич, рассказал ему много интересного из истории двух семей Бринеров и Янковских как в период их жизни в Сидими, так и во времена более поздние, связанные с Харбином и Кореей.
В Петербурге Рок посетит Государственный горный институт, который его дед Борис Бринер с отличием закончил в 1916 году. Свидетельство об этом он обнаружит в библиотечных архивах института. В Москве Рок заглянет в музей Московского Художественного Театра, где попытается найти сведения о Екатерине Ивановне Корнаковой — Бринер – выдающейся актрисе МХАТа Второго, которая в свое время поддержала своего пасынка, будущего отца Рока, в выборе актерской профессии. Не обошел Рок вниманием и Российский Государственный исторический архив, в котором обнаружил бесценные документы, имеющие отношение к деятельности Юлия Ивановича Бринера в Корее в конце XIX века.
О том, что его книга в скором времени увидит свет, Рок рассказал во Владивостоке уже в следующем 2005 году. Этот год ознаменовался одним немаловажным событием, как в жизни самого Рока, так и в масштабах всего края. По инициативе Александра Долуды и при поддержке Рока, на фасаде семейного особняка Бриннеров по улице Алеутской была открыта мемориальная доска памяти Юла Бриннера, родившегося в этом доме в 1920 г. Это был некоммерческий проект, который претворялся в жизнь волей и руками энтузиастов, устроителей МКФ «Меридианы Тихого».
По отобранной Роком фотографии, был сделан скульптурный барельеф. Примечательно, что эту работу выполнил музыкант Константин Ли, в одинаковой мере с гаммами, освоивший ремесло скульптора. А отлили памятную доску рабочие Дальзавода.
На церемонии открытия Рок показал фотографии из будущей книги и в нескольких словах изложил ее суть. Самую же книгу, изданную в Америке, он представит годом позже — в 2006 –м…
Эта новая работа Рока существенно отличалась от прежней — «Юл: человек, который мог бы быть королем». История семьи Бриннер была представлена в ней гораздо шире и глубже. Достоинством книги было также то, что история бриннеровской фамилии разворачивалась на фоне истории становления и развития всего Южно-Уссурийского края. Книга делилась на четыре части, каждая из которых была посвящена отдельному представителю семьи: Юлий Иванович Бринер, Борис Бринер, Юл и последнюю главу Рок посвятил себе самому. Таким образом, автор жизнеописания представил лишь одну, но без сомнения самую яркую, линию рода Бринеров.
К сожалению Року не удалось избежать ошибок и неточностей. На то были свои причины. Во-первых, тема истории семьи была им не до конца изучена. Помимо объективных причин, не позволивших более глубоко погрузиться в ее изучение, были и чисто субъективные. Например, те, кто разрабатывал маршруты ознакомительных поездок Рока по историческим местам, не столь тщательно их продумал. Представители «Дальполиметалла», помогавшее Року в знакомстве с Дальнегорском, почему – то не организовали встречу с местными краеведами, которые особенно много занимаются изучением деятельности семьи Бринер как основателей горнорудного дела в Тетюхе. О том, что потомок основателя города приезжал к ним в Дальнегорск местным историкам сообщили только через год после его визита. А ведь именно от них Рок мог получить много ценной информации, которая потом очень помогла бы ему в работе.
Во-вторых, Рок остался при своем мнении относительно трактовки целого ряда исторических фактов и событий, в частности, в вопросе коммерческой деятельности Юлия Ивановича Бринера в Корее и оценке его истинной роли в событиях, предшествующих Русско-японской войне.
И в — третьих, Рок Бриннер – прежде всего писатель, сын актера, и сам, в какой-то степени актер, с детства приученный работать на публику. Представлять, облекать любой материал в яркий художественный образ. Вот почему его труды – это скорее документальная проза, нежели скрупулезное историческое исследование.
Но как бы там ни было, нельзя не отдать должное нашему американскому коллеге за всю глубину проделанной им работы. За то, что в ней сильно проявилось искреннее уважение автора к истории семьи, и к приморской истории тоже.
Прошедшие годы заметно изменили Рока. Внешне он остался прежним: все та же улыбка, все та же раскованность и непринужденность, неизменная шляпа. Но, тем не менее — это уже не тот американец, который впервые ступил на приморскую землю несколько лет назад. Бриннер – младший многое узнал, многое смог понять. Полученные знания преобразили его. Он стал ощущать себя не гостем на нашей земле, а потомком знаменитой фамилии, в чьих жилах течет русская кровь. Он искренне полюбил Владивосток со всеми его достижениями и проблемами, его историей, ее таким, захватывающим воображение сегодняшним днем. Этот город, эта приморская земля стали частью его самого.
Он уже не раздумывал и не колебался, когда среди зимы 2006 года вдруг получил приглашение принять участие в работе конференции по вопросам толерантности и национальной терпимости, организованной во Владивостоке Генконсульством США. С готовностью откликнулся на предложение прочесть несколько лекций студентам г. Находки и Хабаровской Академии Экономики и Права.
По возвращении домой, делая остановку в Москве, Рок провел встречи со студентами Всероссийского Института Кинематографии. Очень обстоятельно рассказал им о политическом влиянии рок-н-ролла, о воздействии на американскую театральную культуру русского театра и великого Станиславского.
Наш блестящий волонтер на ниве межкультурных коммуникаций не остался в стороне и во время большой работы по подготовке Саммита АТЭС. Он отслеживал эту работу и потом с увлечением отображал на своем сайте, как преображается город, как он готовится к столь ответственной международной встрече. Особенно его интересовали объекты новых зданий ДВФУ на острове Русский, которые он посетил сразу же, как только ему такая возможность представилась. На мой вопрос, зачем ему это нужно, уж не собирается ли он здесь преподавать, Рок ответил: «Нет, таких планов у меня нет. Я не готов покинуть страну и свой дом, где я прожил 34 года. Но меня это не может не интересовать. Я не могу оставаться в стороне от этого, ведь мой прадед Юлий Бринер принимал участие в выплате первых стипендий студентам Восточного института, а мой дед Борис Бринер помогал строить ДВГТУ. Их деяния – пример для меня». Он улыбнулся. В его последних словах отчетливо сквозила гордость за содеянное его предками…
В 2011 году Рок преподнес Владивостоку настоящий подарок. Он привез на кинофестиваль свою подругу детства — легендарную звезду Лайзу Минелли.
Вместе с Лайзой, Рок предпринял поездку в Сидеми, чтобы показать ей эти удивительные места, так много теперь для него значащие.
А Лайза, в свою очередь, подарила владивостокцам незабываемое выступление на церемонии закрытия Фестиваля…
Рок Бриннер не был членом Общества изучения Амурского края, но каждый раз, когда, когда Обществом организовывались мероприятия, связанные с семьёй Бринер, он всегда был рядом. И если не мог присутствовать на них сам, неизменно присылал приветственное поздравление всем членам Общества и их гостям. Так было и на презентации книги Ирины Бринер «Что я помню» в Картинной галерее, и на презентации книги «Авгу-Багши», на презентации его собственной «Одиссеи» и даже на открытии восстановленной могилы Феликса Бринера в Даляне. Исключение составила только презентация книги «Бринеры. Летопиись поколений», состоявшаяся 30 июня 2023 года. Но к этому времени Рок уже не мог встать с постели. Но это он, РОК БРИННЕР, приложил все усилия, что бы эта книга увидела свет. Он мечтал о ней, отработал ради неё швейцарский архив и передал все документы автору…
Светлая тебе память, дорогой друг!
Материал подготовила Елена Сергеева, член ПКО РГО – ОИАК
Участвовали в кв из игре "Моя россия- это я". Детя