«Сколь бы богата и разнообразна не была литературная карта России, она никому не нужна, пока не появляются люди, которые желают по ней ходить». Писатель Андрей Волос. Очень надеемся, что таких «ходоков», о которых упомянул писатель, прибавилось, и они вхожи в нашу «Литературную гостиную».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Акунин, Борис. Сокол и Ласточка: роман / Акунин Борис. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Происшествия из жизни нашего современника Николаса Фандорина, как и в предыдущих романах («Алтын-Толобас», «Внеклассное чтение», «Ф.М.»), переплетаются с историческим авантюрным повествованием. На это раз господин Акунин переносит нас в эпоху корсаров! Повествование романа идет в двух параллелях. В наши дни Николас (Николай Александрович)Фандорин со сварливой тетушкой Синтией Борсхед отправился в плавание на шикарном лайнере. По прихоти тети, в последствииему предстоит найти пещеру с сокровищами, что окажется делом нелегким. Но большая часть романа посвящена приключениям представительницы рода фон Дорнов — Летиции, которая переодевшись в мужское платье отправилась на корабле корсаров выкупать из плена своего отца. Очень необычно, что все повествование о ее приключениях ведется от лица ПОПУГАЯ! Легко, увлекательно, как всегда немного необычно.

Поляков, Юрий Михайлович. Гипсовый трубач, или Конец фильма / Поляков Юрий Михайлович. — М.: Астрель: АСТ, 2009. — 383 с.
Сюжет новой книги мастера «Гипсовый трубач, или Конец фильма» разворачивается, как всегда, вокруг любви и отечества — автор популярных женских романов и скандально известный режиссер отправляются за город писать киносценарий. Они рассказывают друг другу множество смешных и грустных историй, вспоминают любимых женщин и случайных знакомых. Но в их беззаботное существование неожиданно вторгаются события, связанные с большой игрой, ставка в которой — собственность на землю в историческом заповеднике. Искрометный юмор, лихо закрученный сюжет и утонченная эротика — отличительные черты прозы Юрия Полякова. И при этом многие мужчины считают его чуть ли не предателем, а многие женщины – профессиональным проводником по закоулкам мужской души.

Прудникова, Елена. Двойной заговор: тайны сталинских репрессий / Прудникова Елена, А. Колпакиди. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с.
Пирамиду российских исторических сказок XX века венчает миф о 1937 годе, о колоссальных необоснованных репрессиях, подорвавших мощь государства. Об их размахе сейчас, кажется, уже не спорят — подсчитали, наконец. Теперь обсуждают степень их целесообразности, исследуют уровень их необоснованности. И никто почему-то не задается самым простым вопросом: а что это было? Почему Сталин, в высшей степени прагматичный и трезвый глава государства, накануне войны обезглавил армию? В чем подлинные причины чисток 1937 года? И какое отношение ко всему этому имеет Адольф Гитлер? На эти и другие «неудобные» вопросы нашей истории ищут ответы журналист Елена Прудникова и петербургский историк Александр Колпакиди. Их версия событий хотя и не бесспорна, но оригинальна и отвечает на многие вопросы.

Санаев, Павел. Похороните меня за плинтусом: роман/ Санаев Павел. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 285 с.
Павел Санаев (1969 г. р.) написал в 26 лет повесть о детстве, которой гарантировано место в истории русской литературы. Секрет не только в притягательности хорошо известного имени автора и узнаваемости главных героев повествования. Это одна из лучших книг о детстве. Одновременно смешная, трагическая, лирическая, жестокая она посвящена непростой жизни и непростым отношениям (в детстве у всех все непросто, но у героя романа все непросто прямо-таки до дрожи). Взять хотя бы производящую впечатление монстра Бабушку. Да еще ко всему прочему, она в романе владеет редким даром художественного оскорбления – так в нашей литературе давно не выражались. Интересно произведение тем, что повествование ведется от первого лица, что превращает книгу в дневниковые записи второклассника. Читая страницы из этого дневника, мы дотрагиваемся до чего-то личного, интимного, мы переживаем вместе с мальчиком его недетские проблемы. И тут же звучат какие — то сатирические нотки. И не знаешь, смеяться или плакать. Книга небольшая и ее хорошо читать везде. Как сказал бы Гришковец, ее вообще хорошо читать.

«Я думаю, объёмы чтения у нас с 80-х гг. упали очень сильно. А вот объёмы серьёзного чтения, упали катастрофически. На мой взгляд, это была целенаправленная кампания – отучить людей от серьёзного чтения. С людьми, которые читают только для того, чтобы развлечься, можно делать всё, что угодно. Что мы и видим». Ю. Поляков

Глуховский, Дмитрий Алексеевич. Сумерки: роман / Глуховский Дмитрий Алексеевич. — М. : Популярная литература, 2007. — 310 с.
«Сумерки» Дмитрия Глуховского — первый российский интеллектуальный бестселлер. Это наш ответ одновременно и Дэну Брауну, иЧаку Паланику. Доказательство его статуса — сто тысяч человек, которые прочли роман в интернете. Землетрясения в Иране, ураганы в США, цунами в Индонезии, засуха и пожары в России… Газетные заголовки и телевизионные новости переплетаются с мрачными пророчествами индейцев майя. Все это звенья одной цепи. Это знамения, которых не видит только слепой, но сумеет расшифровать лишь один человек.
«Сумерки» — захватывающая история этого человека. Переводя на русский ветхий дневник испанского конкистадора, он оказываетсявовлечен в водоворот невероятных событий, который поможет ему расшифровать прорицания и заглянуть в будущее — быть может, ценой его собственной жизни.
Умело замаскированный под триллер «Сумерки» — нечто намного большее. Это роман-метафора, роман-манифест.
Погрузившись в «Сумерки», вы не сможете оторваться до самой последней страницы. А дочитав, не сумеете их забыть.

Бушков, Александр. Планета призраков: как создавалась фальшивая реальность / Бушков Александр. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 575 с.
Мало кто из профессиональных историков остается равнодушным при малейшем упоминании об этом труде. Новая книга о фальшивках — исторических, политических, научных. Девятнадцатый век помимо массы других сомнительных достижений породил еще и фальшивые науки. В первую очередь марксизм и антропологию. И в том, и в другом случае речь идет о чистейшей воды теориях, не получивших подтверждения ни тогда, ни в дальнейшем, но тем не менее самозвано присвоивших себе статус «настоящих» наук, наподобие астрономии и физики. Документы, деньги, произведения искусства подделывали всегда. Но только девятнадцатый век явил миру поддельные науки. В общем настало время, ненадолго оставив в покое историю, детально и вдумчиво рассмотреть, как обстоят дела в лженауках, например антропологии, превосходящей историю по количеству домыслов, выдаваемых за научные истины.

Терехов, Александр Михайлович. Каменный мост: роман / Александр Терехов. — Москва: АСТ: Астрель, 2009. — 830с.
3 июня 1943 года на Каменном мосту погибли двое. 15-летний сын наркома Володя Шахурин застрелил свою возлюбленную, дочь посла, 14-летнюю красавицу Нину Уманскую, а потом застрелился сам. Расследовать, казалось, было нечего — дело любовное, мальчик не захотел расставаться с девочкой, которой предстояло отправиться с отцом в Мексику. Но попутно выяснилосьнеожиданное: в школе для кремлевских детей действовала организация подростков, имевшая внешние атрибуты фашистской, а главным «рейхсфюрером» был одержимый наполеоновским комплексом Шахурин. Любовной же трагедии, по версии Терехова, не было вовсе: детей на мосту убили. В романе более чем очевидна зачарованность Терехова сталинской эпохой, но при всем том он, конечно, несталинист. Он просто заворожен им так же, как им были (и остаются) заворожены персонажи его романа. Терехов хочет знать правду о той эпохе. Ради этой правды и о поисках этой правды и написан роман. Крошечный эпизод, в котором уникальным образом пересеклось личное и историческое, становится отправной точкой расследования, а поиск правды метафорически преобразуется в детектив: надо установить, кто убийца. Вот только убийство произошло 60 лет назад, и потому информацию «следствию» предоставляют 90-летние старики, могильные плиты, мемуары и архивисты. Необычны и следователи. Бывшие и ныне действующие гэбэшники, именуемые на полном серьезе «людьми правды», в течение 10 лет совершенно бескорыстно копают толщу лет только для того, чтобы установить истину — что же там произошло, на этом мосту? «Мы занимались производством правды в чистом виде. Только тем, что произошло на самом деле». Картина восстанавливается медленно, с трудом. Уходят годы на отработку различных версий. По одной из версий утверждается, что двойное убийство в 1943 году совершил 15-летний Вано Микоян, младший сын члена Политбюро А. И. Микояна. «Гугл» отвечает на запрос: Вано Анастасович Микоян — советский авиаконструктор, создатель МиГов, жив до сих пор, 81 год. Так что же такое этот «Каменный мост» — документ, обвинение? Или это такой образ образный, плод поэтических фантазий, а если старик не переживет, то автор не виноват? Да нет же, написано черным по белому в аннотации: «За достоверность фактов и документов, а также интерпретацию реальных событий, изображенных в романе, несет ответственность автор». Сначала роман читаешь просто потому, что хочется узнать тайну — причем не только тайну того, кто убил, здесь есть и другие. Но потом уже не ждешь разгадок, а читаешь, потому что начинаешь понимать, о чем книга: автор на конкретном примере доказывает, что не просто трудно, а в принципе невозможно восстановить хотя бы один крошечный исторический эпизод. И книга, в конечном итоге, — о том, что невозможно написать Историю, даже если ты собрал все свидетельства и документы.

«Время женщин» — абсолютный бестселлер 2009! Автором лучшего романа года стала Елена Чижова.
Елена Чижова – коренная Ленинградка и за её плечами еще пять романов, два из которых вошли в шорт — листы премии «Русский букер», а  удостоился престижной премии «Время женщин».
Этот роман тронет вашу душу. Рассказ ведет выросшая дочь героини, лимитчицы Антонины, художница. Все наверно, смотрели фильм «Москва слезам не верит», так вот книга «Время женщин» напомнила мне именно этот фильм, это своего рода парафраз на тему народного, всеми любимого, фильма. Антонину также соблазняет стиляга, разве что не московский, а питерский, после чего появляется на свет дочь. Антонина вскоре умирает, доверив  воспитание дочери трем соседкам, старухам. Особенно привлекают в книге постоянные экскурсы в прошлое старушек, их родные, возлюбленные погибшие на войне, в лагерях. Разорванность повествования немного раздражает, но в целом создает ясную яркую картину того прошлого старух и настоящего Сони.
Роман грустный, тяжелый, вместе с тем в нем много добра и света. София – Сюзанна (второе имя девочки дали старушки втайне от матери, когда тайно крестили её) рассказывает о своем детстве взрослении. Как бы могла, сложилась бы её судьба в интернате, если бы старушки не попытались противостоять хитростью (заставили ухажера Антонины заключить фиктивный брак и усыновить девочку)  той системе, той действительности в которой приходиться жить, они сумели оставить девочку на воспитание себе, после смерти матери… Они сумели воспитать в ней человека и замечательную художницу. Вроде как не замысловатый сюжет манит, будоражит кровь, заставляет пережить все радости и успехи, беды и разочарования вместе с героями  книги Елены Чижовой. Эта книга написана женщиной и о женщинах! Можете поверить, книга достойна прочтения.

Обзор подготовили: Куртышева Т.В., главный библиотекарь отдела обслуживания; Рябова Г.Н, зав сектором отделаобслуживания